Эскалатор первый: История эскалатора… – Кто придумал эскалатор, и как это работает

    Эскалатор первый: История эскалатора… – Кто придумал эскалатор, и как это работает

    Эскалатор — Википедия

    Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница, что в свою очередь от лат. scala — лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30—35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор или с помощью линейного привода. Является одним из видов конвейера.

    Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых объектах, в подземных переходах; иногда применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.

    Движущиеся бесступенчатые дорожки называются траволаторами.

    История

    Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом[en] 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25,076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено[en] запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов.

    Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт[en]» Лондонского метрополитена.

    Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году.

    Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров, из-за чего создаётся очередь перед эскалатором, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех кто идёт вверх по левой — делают это что бы не ждать очередь, но и не едут стоя боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут вверх.

    Эскалаторы в России

    Первые эскалаторы в СССР появились в Москве: они были установлены при строительстве первой очереди Московского метрополитена на четырёх станциях глубокого заложения (современные Красные Ворота, Чистые пруды, Лубянка и Охотный Ряд). Первым общественным зданием в СССР, где были установлены эскалаторы, стал магазин «Детский мир» (1953—1957, архитектор А. Н. Душкин, инженер Л. М. Глиэр, соавторы И. М. Потрубач и Г. Г. Аквилев), построенный в центре Москвы, на площади Дзержинского (с 1991 года — Лубянская площадь)[1][2].

    В Советском союзе эскалаторы использовались преимущественно в метро, изредка применяясь на вокзалах, в аэропортах, театрах, концертных залах и в других общественных зданиях. Согласно нормам строительства метро, эскалаторы на подъём устанавливаются при перепаде высот на марше более 4 м

    [3], на спуск — более 5 м (ряд станций построен до утверждения этих норм, и там они не действуют).

    Начиная с 1935 года единственными импортными эскалаторами в СССР являлись эскалаторы финской компании KONE, которые устанавливались лишь в таких значимых местах, как Московский Кремль, Дворец съездов, и т. п., другие иностранные производители появились на рынке лишь после распада СССР в 1991 году.

    В современной России эскалаторы часто устанавливаются в торговых и бизнес-центрах, других зданиях общественного назначения.

    Типы эскалаторов

    Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.

    Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого залегания. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.

    Поэтажные эскалаторы используются в зданиях. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны

    Различаются тоннельные и поэтажные эскалаторы по углу наклона. Так, при требуемой высоте подъёма до 6 метров угол наклона эскалатора составляет 30° или 35°, при высоте подъёма выше 6 метров — только 30°.

    Характеристики

    Теоретическая пропускная способность одной нитки эскалатора при скорости 0,75 м/с (45 метров в минуту) составляет 10000 человек/час, но реальная пропускная способность обычно составляет не более 5000—6000 на подъём и до 7500 на спуск[4].

    Как правило, скорость движения поручней эскалатора превышает скорость движения полотна. Для повышения трения на диски, приводящие в движение поручни, надевают резиновые накладки, которые со временем истираются, вследствие чего в процессе эксплуатации эскалатора снижается скорость движения поручней

    [5]. К примеру, скорость движения поручней и полотна эскалатора в Баден-Вюртемберге (Германия) были регламентированы в 1977 году: их скорости должны быть одинаковы, однако допускается превышение скорости движения поручня до 3 %. С 2009 года документ не является обязательным к исполнению, но рекомендуется в качестве ориентира[6].

    Преимущества

    • Эскалаторы обладают большей пропускной способностью, чем лифты и фуникулёры.
    • Эскалаторы являются транспортными машинами непрерывного действия: пассажиру не приходится ожидать прибытия транспортного средства (кабины).
    • В случае поломки эскалатором можно воспользоваться как обычной лестницей и подняться вверх либо спуститься вниз — в то время как в случае поломки лифтового оборудования необходимо ждать, пока его не отремонтируют.

    Недостатки

    • Как правило, эскалаторы дороже лифтов и фуникулёров.
    • В сравнении с лифтом эскалатор требует большего пространства для установки.
    • В отличие от лифта эскалатор не может использоваться пассажирами на инвалидном кресле без посторонней помощи, затруднено перемещение пассажиров с тележками, велосипедами и другим габаритным грузом.
    • В отличие от лифта, при перемещениях в здании сразу на несколько этажей пассажиру приходится делать пересадку на каждом промежуточном этаже.
    • В отличие от лифта, эскалатор не может развивать большую скорость, нужную для вертикальных перемещений в многоэтажных зданиях.

    Рекорды

    Эскалатор на станции метро «Бауманская» в день своего закрытия, 7 февраля 2015 года.

    По возрасту

    • Самыми старыми действующими эскалаторами в мире, скорее всего, являются поэтажные эскалаторы в нью-йоркском универмаге
      Macy’s[en]
      на Геральд-сквер, действующие с 1927 года.
    • Самые старые тоннельные эскалаторы функционировали с февраля 1944 года на станции «Бауманская» Московского метрополитена. В 2015 году они были демонтированы и заменены на новые.
    • Самые старые эскалаторы в Лондонском метрополитене действовали на станции «Гринфорд[en]» с 1947 года. Это были последние сохранившиеся эскалаторы с деревянными ступенями в лондонской подземке. В 2015 году они были заменены на «наклонный лифт»[7].

    По длине

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    Эскалатор — Википедия

    Эскалатор

    (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница, что в свою очередь от scala — лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30—35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор или с помощью линейного привода.

    Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых объектах, в подземных переходах; иногда применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.

    Движущиеся бесступенчатые дорожки называются траволаторами.

    История

    Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом[en] 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25,076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено

    [en] запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов.

    Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт[en]» Лондонского метрополитена.

    Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году.

    Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне.

    Эскалаторы в России

    Первые эскалаторы в СССР появились в Москве: они были установлены при строительстве первой очереди Московского метрополитена на четырёх станциях глубокого заложения (современные Красные Ворота, Чистые пруды, Лубянка и Охотный Ряд). Первым общественным зданием в СССР, где были установлены эскалаторы, стал магазин «Центральный Детский мир» (1953—1957, архитектор А. Н. Душкин, инженер Л. М. Глиэр, соавторы И. М. Потрубач и Г. Г. Аквилев), построенный в центре Москвы, на площади Дзержинского (с 1968 года — Лубянская площадь)[1].

    В Советском союзе эскалаторы использовались преимущественно в метро, изредка применяясь на вокзалах, в аэропортах, театрах, концертных залах и в других общественных зданиях. Согласно нормам строительства метро, эскалаторы на подъём устанавливаются при перепаде высот на марше более 4 м[2], на спуск — более 5 м (ряд станций построен до утверждения этих норм, и там они не действуют).

    Начиная с 1935 года единственными импортными эскалаторами в СССР являлись эскалаторы финской компании KONE, которые устанавливались лишь в таких значимых местах, как Московский Кремль, Дворец съездов, и т. п., другие иностранные производители появились на рынке лишь после распада СССР в 1991 году.

    В современной России эскалаторы часто устанавливаются в торговых и бизнес-центрах, других зданиях общественного назначения.

    Видео по теме

    Типы эскалаторов

    Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.

    Тоннельные эскалаторы

    устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого залегания. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.

    Поэтажные эскалаторы используются в зданиях. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны

    Различаются тоннельные и поэтажные эскалаторы по углу наклона. Так, при требуемой высоте подъёма до 6 метров угол наклона эскалатора составляет 30° или 35°, при высоте подъёма выше 6 метров — только 30°.

    Характеристики

    Теоретическая пропускная способность одной нитки эскалатора при скорости 0,75 м/с (45 метров в минуту) составляет 10000 человек/час, но реальная пропускная способность обычно составляет не более 5000—6000 на подъём и до 7500 на спуск

    [3].

    Как правило, скорость движения поручней эскалатора превышает скорость движения полотна. Для повышения трения на диски, приводящие в движение поручни, надевают резиновые накладки, которые со временем истираются, вследствие чего в процессе эксплуатации эскалатора снижается скорость движения поручней[4]. К примеру, скорость движения поручней и полотна эскалатора в Баден-Вюртемберге (Германия) были регламентированы в 1977 году: их скорости должны быть одинаковы, однако допускается превышение скорости движения поручня до 3 %. С 2009 года документ не является обязательным к исполнению, но рекомендуется в качестве ориентира[5].

    Преимущества

    • Эскалаторы обладают большей пропускной способностью, чем лифты и фуникулёры.
    • Эскалаторы являются транспортными машинами непрерывного действия: пассажиру не приходится ожидать прибытия транспортного средства (кабины).
    • В случае поломки эскалатором можно воспользоваться как обычной лестницей и подняться вверх либо спуститься вниз — в то время как в случае поломки лифтового оборудования необходимо ждать, пока его не отремонтируют.

    Недостатки

    • Как правило, эскалаторы дороже лифтов и фуникулёров.
    • В сравнении с лифтом эскалатор требует большего пространства для установки.
    • В отличие от лифта эскалатор не может использоваться пассажирами на инвалидном кресле без посторонней помощи.
    • В отличие от лифта, при перемещениях в здании сразу на несколько этажей пассажиру приходится делать пересадку на каждом промежуточном этаже.
    • В отличие от лифта, эскалатор не может развивать большую скорость, нужную для вертикальных перемещений в многоэтажных зданиях.
    • Затруднено перемещение пассажиров с тележками и другим габаритным грузом.

    Рекорды

    Эскалатор на станции метро «Бауманская» в день своего закрытия, 7 февраля 2015 года.

    По возрасту

    • Самыми старыми действующими эскалаторами в мире, скорее всего, являются поэтажные эскалаторы в нью-йоркском универмаге Macy’s[en] на Геральд-сквер, действующие с 1927 года.
    • Самые старые тоннельные эскалаторы функционировали с февраля 1944 года на станции «Бауманская» Московского метрополитена. В 2015 году они были демонтированы и заменены на новые.
    • Самые старые эскалаторы в Лондонском метрополитене действовали на станции «Гринфорд[en]» с 1947 года. Это были последние сохранившиеся эскалаторы с деревянными ступенями в лондонской подземке. В 2015 году они были заменены на «наклонный лифт»[6].

    По длине

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    ЭСКАЛАТОР — Научно-технический словарь

    ЭСКАЛАТОР, движущаяся лестница с электрическим приводом, состоящая из ступенек, прикрепленных к кольцевой цепи, закрепленной на ведущем барабане и удерживаемых в нужном положении двумя направляющими. Эскалатор обычно имеет наклон 30° и высоту до 18 м. Когда ступеньки приближаются к площадке высадки, они выравниваются и проходят через защитное приспособление, напоминающее гребенку. Эскалаторы служат для перевозки пешеходов на станциях метрополитена, а также с этажа на этаж в больших магазинах, общественных зданиях, на вокзалах и в аэропортах. Первый эскалатор был продемонстрирован фирмой «Отис Элевейтор» на Парижской выставке в 1900 г.

    Источник: Научно-технический энциклопедический словарь на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. эскалатор — ЭСКАЛ’АТОР, эскалатора, ·муж. (от ·франц. escalader — взбираться, с ·лат. scala — лестница). Непрерывно движущаяся лестница. Эскалаторы на станции метро. Толковый словарь Ушакова
    2. эскалатор — сущ., кол-во синонимов: 3 движущая лестница 1 лестница 19 подъемник 62 Словарь синонимов русского языка
    3. эскалатор — орф. эскалатор, -а Орфографический словарь Лопатина
    4. эскалатор — -а, м. Непрерывно движущаяся лестница для подъема и спуска людей. Увлекаемый вниз на лестничной ступени эскалатора, Лисовский увидел, как из серого тоннеля — вылетел, светясь хрустальными окнами, белый поезд. А. Н. Толстой, Эмигранты. [англ. escalator] Малый академический словарь
    5. эскалатор — ЭСКАЛАТОР -а; м. [англ. escalator] Вид подъёмника — непрерывно движущаяся лестница. Э. метро. Э. в универмаге. Подняться по эскалатору. Спуститься на эскалаторе, по эскалатору. ◁ Эскалаторный, -ая, -ое. Э-ая ступенька. Толковый словарь Кузнецова
    6. эскалатор — Эскала́тор/. Морфемно-орфографический словарь
    7. ЭСКАЛАТОР — ЭСКАЛАТОР (англ. escalator, от лат. scala — лестница) — подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Большой энциклопедический словарь
    8. Эскалатор — (англ. escalator; первоисточник: лат. scala — лестница) наклонный пластинчатый Конвейер с движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъема и спуска пассажиров на станциях метро, в общественных зданиях… Большая советская энциклопедия
    9. эскалатор — Подъёмно-транспортное устройство в виде лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Название устройства происходит от латинского scala – лестница. Техника. Современная энциклопедия
    10. эскалатор — Это слово заимствовано из английского (escalator), а восходит к французскому глаголу escalade – «взбираться вверх по лестнице»; отметим неправильную, хотя и часто встречающуюся в живой речи форму экскалатор, возникшую из-за ошибочного сближения этого слова со словом экскаватор. Этимологический словарь Крылова
    11. эскалатор — Заим. в Советскую эпоху из англ. яз., где escalator восходит к лат. scala «лестница». Этимологический словарь Шанского
    12. эскалатор — Эскалатора, м. [от фр. escalader – взбираться, с латин. scala – лестница]. Непрерывно движущаяся лестница. Большой словарь иностранных слов
    13. эскалатор — эскалатор м. Непрерывно движущаяся наклонная лестница для подъема и спуска людей. Толковый словарь Ефремовой
    14. эскалатор — Эскалатор, эскалаторы, эскалатора, эскалаторов, эскалатору, эскалаторам, эскалатор, эскалаторы, эскалатором, эскалаторами, эскалаторе, эскалаторах Грамматический словарь Зализняка
    15. эскалатор — ЭСКАЛАТОР, а, м. Вид подъёмника движущаяся лестница. Э. в метро. Подняться, спуститься по эскалатору или на эскалаторе. | прил. эскалаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова

    Самые длинные эскалаторы в московском метро: топ-10 станций-рекордсменов в Москве

    Несмотря на всю габаритность и величину пассажиропотока, метро не является самым распространенным видом транспорта в мире. Причиной этому стало то, что далеко не каждый город может себе позволить прокладку и обслуживание такой гигантской махины.

    Самыми крупными в России является метро Москвы. Спасительный метрополитен дает возможность гражданам преодолеть значительные расстояния за сравнительно небольшой промежуток времени. Но мало кто задумывается, каких ресурсов городу стоило строительство. А ведь это и георазведка, и серьезные земельные работы (включая рытье тоннелей), и прокладка коммуникаций, путей.

    Некоторые станции располагаются очень глубоко под землей, а иногда сразу под водными объектами. Можете представить, каких точных расчетов и солидных затрат требует построение глубоких станций и установка там эскалаторов?

    Так, длина эскалаторов измеряется в основном глубиной станций. И сегодня мы посвящаем обзор московским станциям метро, которые являются рекордсменами по многим показателям. Среди них есть самые длинные, самые красивые, а также самые загруженные.

    Ну а список самых длинных эскалаторов в московском метро мы приводим ниже.

    10. ВДНХ – 53,5 м


    Станция располагается на границе двух районов (Алексеевский и Останкинский). Впервые была открыта в мае 1958 года и являлась частью промежутка «Проспект Мира» и «ВСХВ» (известный нам сейчас как ВДНХ).

    Проект характеризуется тремя сводами пилонного типа (18 шт.). Островная платформа тут всего одна.

    Примечательно, что на момент построения это была самая глубокая столичная станция метро с самым длинным эскалатором.

    Проект ВДНХ заложили знаменитые архитекторы Москвы Черепанов, Таранов и Быкова. Что касается оформления, то стены станции имеют лишь закругленные литые решетки и классические подвесные люстры с хрусталем. Пилоны по богатому отделаны мрамором и имеют металлический декор.

    Гости города могут ждать быстрый поезд, восседая на удобных мраморных скамейках и любуясь арками (одна имеет лепнину в форме дубовых листьев, а другая – гжельское панно и шикарные колонны).

    9. Дмитровская – 59 м


    Станция Дмитровская была заложена и открыта для пассажиров в марте 1991 года. Конструкция классическая пилонная с 3 сводами и островной платформой. Примечательно, что некоторые пилоны полностью не раскрыты вследствие специфической геологической обстановки.

    Стены и зал облицованы дорогим красным мрамором. Также пассажиры и гости столицы могут любоваться литыми барельефами, отображающими сцены на тему обороны Москвы.

    8. Марксистская – 60 м


    Станция Марксистская получила свое название не просто так и считается одной из самых старых (открыта в 1979 году). Под веянием общих марксистских настроений и идей она и получила памятное название, да и ныне переименовывать ее никто не планирует – привыкли.

    Классическая пилонная станция оформлена мрамором различных вариаций розового и красного цвета, что делает ее тематической под цветовую символику марксизма. Островная платформа освящена спиральными люминесцентными лампочками, которые многие считают достоянием уходящей эпохи.

    7. Сретенский бульвар – 60 м


    Достаточно молодая станция, так как открыта она была всего-то 12 лет назад. Примечательна она не только своей глубиной, но и тем фактом, что собственный выход с платформы у нее появился только 8 лет назад. До этого приходилось доходить на соседние станции, что многие считали абсурдом. Дело в том, что открытие откладывалось по причине нехватки средство у государства.

    Оформлен Сретенский бульвар по доброй традиции светлыми оттенками мрамора. Пока ожидаете поезд, можете оценить творения художника Лубенникова.

    6. Трубная – 60 м


    Эта молодая станция также была открыта в 2007 вместе со Сретенским бульваром. Она стала 173 по счету в столице и одной из самых глубокий. Конструкция у нее традиционная колонно-стеновая, при этом каждая 4-я колона заменена стеной. Это позволяет увеличить запас прочности такой глубокой станции.

    Интересно, что проект построения Трубной станции был предложен еще в 30-х годах, но видно не хватило средств или целесообразности. В оформлении можно увидеть классический для станций мрамор, а также привлекательные пластиковые зонты.

    5. Петровско-Разумовская – 61 м


    Станция Петровско-Разумовская была открыта в марте 1991 года, но изначально не была достроена. Второй зал, открытый уже после 2014, был необходим для пересадки на соседнюю линию.

    Дизайн станции продумал известный архитектор Зураб Церетели. Облицовкой выступил классический белый мрамор с прожилками в сочетании с красным кирпичом, что придало роскоши и праздничности. Края станции украшают вазы, оформленные гипсовыми цветами.

    4. Дубровка – 62 м


    Одна из самых хлопотных станций была наконец-то введена в эксплуатацию в 1999. Построили Дубровку, что примечательно, под закрытыми заводами, которые производят значительный объем тепловой энергии.

    Для построения станции геодезистам пришлось заморозить грунтовые воды. Больше чем 4 года поезда не могли останавливаться на этой станции, пока не пришел экономический кризис, и заводы массово закрывались.

    Строительство возобновили, благодаря чему появилась колонно-стеновая станция (колоны стоят на бетонном полу). Обычные стены оформлены светлыми оттенками, а пол мраморный. Полюбоваться тут можно мозаичным панно, принадлежащим наследию Церетели.

    3. Чеховская – 62 м


    Эта большая столичная станция получила название в честь знаменитого отечественного писателя Чехова и имеет оформление под стиль его произведений. Так, в центре глубокой станции расположена лестница, которая переводит пассажиров на соседнюю Пушкинскую, а длинный эскалатор глубиной в 62 метра ведет к Тверской. За Чеховской же встречаем тупик, который используют для стоянки поездов метро в ночное время.

    2. Тимирязевская – 63,5 м


    Знаменитая станция Тимирязевская с одним из самых длинных эскалаторов была открыта в том же знаменательном 1991 году. Она является рекордсменом – то есть единственной столичной станцией, которая имеет один свод. Внешне он выглядит как бетонный монолит, под которым расположены железнодорожные пути и, конечно, традиционная островная платформа. Станция облицована довольно скромно: это обычный мрамор и колонны с красивыми коваными цветами.

    1. Парк Победы – 84 м (126м – длина эскалатора)


    Одна из самых знаменитых станций, длина эскалатора в которой составляет 126 метров при глубине самой станции 84 метра. Открыта она была сравнительно недавно – в мае 2003 года, хотя изначально запустить планировали еще в 2000. Как всегда, у государства не хватило средство на строительство.

    Высота эскалатора составляет 63 метра, то есть от длительного и резкого подъема в первое время может стать муторно. Станция была построена по авторскому проекту Шурыгиной и Шумакова.

    Особенностью Парка Победы является тематическое оформление в стиле Отечественных войн. Станция имеет 2 зала, которые облицованы гранитом в различном цветовом исполнении (серые, красные и черные тона). Свод украшают авторские панно от величайшего мастера Церетели.

     

    Да, с такой длиной эскалаторов можно смело включать аудиокнигу и наслаждаться мерным перемещением, разглядывая лица вечно торопящихся москвичей. С другой стороны, вы можете потратить время на изучение архитектуры станций и ее облицовки, ведь это достаточно занимательно.

    Эскалатор Википедия

    Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница, что в свою очередь от лат. scala — лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30—35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор или с помощью линейного привода. Является одним из видов конвейера.

    Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых объектах, в подземных переходах; иногда применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.

    Движущиеся бесступенчатые дорожки называются траволаторами.

    История[ | ]

    Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом[en] 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25,076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено[en] запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов.

    Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт[en]» Лондонского метрополитена.

    Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году.

    Практически с самого нача

    это 📕 что такое ЭСКАЛАТОР

            наклонный пластинчатый Конвейер с движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъема и спуска пассажиров на станциях метро, в общественных зданиях, на уличных переходах и в других местах со значительными пассажиропотоками. Первые конструкции Э. разработаны в конце 19 в. в связи с подготовкой к Парижской всемирной выставке 1900. В СССР Э. впервые были установлены в Московском метрополитене в 1935. Схема Э. показана на рис. 1. Полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает наверху тяговые, а внизу — натяжные звездочки и катится по направляющим путям металлоконструкции. Привод тяговых звездочек состоит из электродвигателя, Редукторов с дополнительными зубчатыми или цепными Передачами и соединительных муфт (См. Муфта). Для безопасности и удобства использования Э. оборудован входными площадками с гребенками, опущенными в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися с обеих сторон балюстрады (См. Балюстрада) поручнями на высоте 0,9—1 м от ступеней. В качестве поручня используется прорезиненная хлопчатобумажная лента с загнутыми краями. Поручни движутся по направляющим пластинам и отклоняющим блокам. Верхние приводные блоки получают вращение через систему цепных передач от вала тяговых звездочек. Натяжные блоки поручней находятся на наклонной части внутри балюстрады. Перед входными площадками с помощью направляющих путей полотно приобретает горизонтальное положение на длине 0,8—1,2 м, а на наклонной части образует лестницу с углом наклона 30° (для зарубежных Э.до 35°), используемую пассажирами для самостоятельного передвижения при остановке Э. Полотно Э. (рис. 2) состоит из ступеней, имеющих стальной каркас, двух основных и двух вспомогательных пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных) катков, насаженных на оси, и двух тяговых цепей. Пластмассовые реечные настилы расположены горизонтально для всех участков рабочей (наружной) ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна имеют упоры на наружных пластинах. Эти упоры совместно с ограничивающими шинами трассы исключают складывание и падение полотна при маловероятном обрыве тяговых цепей. Унифицированные отечественные Э. имеют: для зданий — высоту подъема H = 5—7 м, ширину ступеней В = 500—750 мм и скорость υ = 0 4—0,5 м/сек; для метро — Н = 10—65 м, В = 900—1000 м и υ = 0,75—1 м/сек. Привод Э. оборудован рабочими и аварийными тормозами. Э. снабжен системой защитных электромеханических устройств, а также средствами автоматического включения и выключения (для зданий). Расчетная производительность Э. для широких ступеней составляет при υ = 0,5 м/сек — 8000, а при υ = 0,9 м/сек — 11000 пассажиров в 1 ч. Мощность двигателя определяется по сумме сопротивлений от движущихся полотна и поручней по методам, принятым соответственно для пластинчатых и ленточных конвейеров.

             Лит.: Спиваковский А. О., Дьячков В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта, М., 1969.

             Л. Н. Колобов.

            

            Рис. 1. Схема эскалатора: 1 — натяжная звездочка; 2 — входная площадка; 3 — полотно; 4 — тяговая цепь; 5 — натяжной блок; 6 — поручень; 7 — отклоняющий блок; 8 — приводной блок; 9 — привод тяговых звездочек; 10 — тяговая звездочка; 11 — цепная передача; 12 — направляющая пластина; 13 — направляющий путь.

            

            Рис. 2. Полотно эскалатора: 1 — основной каток; 2 — вспомогательный каток; 3 — каркас; 4 и 5 — оси; 6 — тяговая цепь; 7 — настил.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о