Как устроен эскалатор: Кто придумал эскалатор, и как это работает – Как устроен эскалатор метро — Путин позвонит

    Как устроен эскалатор: Кто придумал эскалатор, и как это работает – Как устроен эскалатор метро — Путин позвонит

    Как устроен эскалатор метро — Путин позвонит

    Народ озаботился вопросом — есть ли у эскалаторов в метро аварийный тормоз (навроде того, что используется у лифтов) и как он работает. И вообще — как устроен этот чёртов эскалатор, и почему, когда в нём что-то обрывается, все пассажиры бодро летят на ступеньках вниз, и там образуют кучу малу.

    Так вот — эскалатор устроен довольно просто:


    Чтобы было понятнее — вот это ступенька для тоннельного эскалатора ЭТ-2 — того типа, что придуман еще в СССР:

    Ну как «придуман» — передран с американского эскалатора 20-х годов. Ступенька на картинке лежит вверх ногами — но общая идея понятна, у нее имеются ролики на шарикоподшипниках наискосок в противоположных углах — сверху и снизу. Длинная ось, которая торчит из верхнего ролика — служит для соединения ступеней друг с другом специальными звеньями, вот таким вот примерно образом:


    Звенья образуют нечто похожее на роликовую цепь — как на велосипеде, только огромную. Вот за эту «цепь» находящиеся сверху эскалатора зубчатые колеса тянут всю ленту эскалатора.

    Как видите, никаких стопорных или тормозных устройств на ступенях нет и никогда не было. На эту вот ось, торчащую из ступени, на верху ленты приходится примерно половина массы всех людей, стоящих на всей ленте — это огромная нагрузка (для примера, если на ленте 500 человек средней массой в 100 кг — на ось действует сила в 25 тонн), и если ось сломается — дорожка эскалатора под весом стоящих на ней людей покатится на роликах вниз по рельсам.

    То, что в системе эскалатора называется «аварийным тормозом» — это ленточный или колодочный тормоз, действующий на ПРИВОД эскалатора. Он нужен для купирования ситуации, когда разрушится редуктор эскалатора, и лента из ступеней начнет быстро перематываться вниз, будучи целой. Эта система устроена таким образом, что она достаточно плавно остановит ленту. Но если разрушилась сама лента — этот тормоз ничем не поможет.

    На фотографии римского эскалатора явно видно, что разрушилась сама лента:

    Здесь хорошо видны изломанные и задравшиеся ступени — такого не может произойти, если лента сцеплена и имеет натяжение.

    Эскалатор — это… Что такое Эскалатор?

    эскалаторы типа ЛТ Спиралевидный эскалатор на Times Square в Гонконге

    Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах.

    Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.

    15 марта 1892 года американский изобретатель Джесс Рено (англ.)русск. запатентовал первый эскалатор. Первый в мире эскалатор появился в 1894 году в парке Кони-Айленд (Нью-Йорк) как аттракцион для туристов. Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году. Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в Лондоне — произошло это в 1911 году на станции Earl’s Court (англ.)русск.. Теоретическая пропускная способность одной нитки эскалатора при скорости 0,75 м/с (45 метров в минуту) составляет 10000 человек/час, но реальная пропускная способность обычно составляет не более 5000-6000 на подъем и до 7500 на спуск

    [1].

    Типы эскалаторов

    Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.

    Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого залегания. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.

    Поэтажные эскалаторы используются на станциях метро и в других подземных пространствах мелкого заложения, в зданиях. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны.

    Различаются тоннельные и поэтажные эскалаторы по углу наклона. Так, при требуемой высоте подъёма до 6 метров угол наклона эскалатора составляет 30° или 35°, при высоте подъёма выше 6 метров — только 30°.

    Эскалаторы в России

    Первые эскалаторы в СССР появились в Москве. При строительстве первой очереди Московского метрополитена на четырёх станциях глубокого заложения были установлены эскалаторы.

    Единственными импортными эскалаторами в СССР с 1935 года являлись эскалаторы финской компании KONE. Другие иностранные производители появились у нас лишь после распада СССР в 1991 году. Эскалаторы KONE устанавливались только в значимых местах: Московский Кремль, Дворец Съездов, и т. п. В настоящее время эскалаторы KONE установлены во многих пассажах, торговых центрах и аэропортах России и стран СНГ.

    Во времена СССР эскалаторы использовались преимущественно в метро (хотя также использовались на вокзалах, в некоторых торговых центрах, театрах и концертных залах). Согласно нормам строительства метро, эскалаторы на подъём устанавливаются там, где перепад высот на марше составляет более 5 м, а на спуск — где перепад высот более 7 м (ряд станций построен до утверждения этих норм, и там они не действуют).

    Согласно СНиП 32-02-2003, следует предусматривать оборудование станций и переходов метро эскалаторами при перепаде высот от 3,5 метров.

    В последнее десятилетие эскалаторы очень часто стали устанавливаться в крупных магазинах и торговых центрах.

    Преимущества эскалаторов

    • Эскалаторы обладают большей пропускной способностью, чем лифты и фуникулёры.
    • Остановленный эскалатор можно использовать в качестве лестницы.
    • Эскалаторы являются транспортными машинами непрерывного действия: пассажиру не приходится ожидать прибытия транспортного средства (кабины).

    Недостатки эскалаторов

    • Эскалаторы дороже лифтов и фуникулёров (но не всегда).
    • В сравнении с лифтом эскалатор требует большего пространства для установки.
    • В отличие от лифта, при перемещениях в здании сразу на несколько этажей пассажиру приходится делать пересадку на каждом промежуточном этаже.
    • В отличие от лифта, эскалатор не может развивать большую скорость, нужную для вертикальных перемещений в многоэтажных зданиях.
    • Затруднено перемещение пассажиров с тележками.

    Интересные факты

    • Как правило, скорость движения поручней эскалатора превышает скорость движения полотна. Для повышения трения на диски, приводящие в движение поручни, надевают резиновые накладки, которые со временем истираются, вследствие чего в процессе эксплуатации эскалатора снижается скорость движения поручней.[2]

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    эскалатор — Техника. Современная энциклопедия

    эскала́тор

    Подъёмно-транспортное устройство в виде лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Название устройства происходит от латинского scala – лестница. Применяются на станциях метрополитена (тоннельные эскалаторы) и в многоэтажных общественных зданиях: магазинах, театрах, вокзалах, аэропортах, стадионах (поэтажные эскалаторы). Ступени эскалаторов прикреплены к бесконечной тяговой цепи и катятся на роликах (бегунках) по направляющим путям. Эскалатор оборудован поручнями, движущимися синхронно с лестничным полотном. На верхней станции располагается привод, на нижней – натяжное устройство для цепей. Скорость движения лестничного полотна 0.5–1 м/с, угол наклона 30–35°. Первый эскалатор в виде наклонной движущейся ленты был сооружён в США в 1892 г. Эскалаторы со ступенчатым полотном стали применять с нач. 20 в.

    эскалатор

    Лестничное полотно эскалатора:

    1 – ступень; 2 – тяговая цепь; 3 – основной бегунок; 4 – вспомогательный бегунок

    Источник: Техника. Современная энциклопедия на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. эскалатор — ЭСКАЛ’АТОР, эскалатора, ·муж. (от ·франц. escalader — взбираться, с ·лат. scala — лестница). Непрерывно движущаяся лестница. Эскалаторы на станции метро. Толковый словарь Ушакова
    2. эскалатор — сущ., кол-во синонимов: 3 движущая лестница 1 лестница 19 подъемник 62 Словарь синонимов русского языка
    3. эскалатор — орф. эскалатор, -а Орфографический словарь Лопатина
    4. эскалатор — -а, м. Непрерывно движущаяся лестница для подъема и спуска людей. Увлекаемый вниз на лестничной ступени эскалатора, Лисовский увидел, как из серого тоннеля — вылетел, светясь хрустальными окнами, белый поезд. А. Н. Толстой, Эмигранты. [англ. escalator] Малый академический словарь
    5. эскалатор — ЭСКАЛАТОР -а; м. [англ. escalator] Вид подъёмника — непрерывно движущаяся лестница. Э. метро. Э. в универмаге. Подняться по эскалатору. Спуститься на эскалаторе, по эскалатору. ◁ Эскалаторный, -ая, -ое. Э-ая ступенька. Толковый словарь Кузнецова
    6. эскалатор — Эскала́тор/. Морфемно-орфографический словарь
    7. ЭСКАЛАТОР — ЭСКАЛАТОР (англ. escalator, от лат. scala — лестница) — подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Большой энциклопедический словарь
    8. Эскалатор — (англ. escalator; первоисточник: лат. scala — лестница) наклонный пластинчатый Конвейер с движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъема и спуска пассажиров на станциях метро, в общественных зданиях… Большая советская энциклопедия
    9. эскалатор — Это слово заимствовано из английского (escalator), а восходит к французскому глаголу escalade – «взбираться вверх по лестнице»; отметим неправильную, хотя и часто встречающуюся в живой речи форму экскалатор, возникшую из-за ошибочного сближения этого слова со словом экскаватор. Этимологический словарь Крылова
    10. эскалатор — Заим. в Советскую эпоху из англ. яз., где escalator восходит к лат. scala «лестница». Этимологический словарь Шанского
    11. ЭСКАЛАТОР — ЭСКАЛАТОР, движущаяся лестница с электрическим приводом, состоящая из ступенек, прикрепленных к кольцевой цепи, закрепленной на ведущем барабане и удерживаемых в нужном положении двумя направляющими. Эскалатор обычно имеет наклон 30° и высоту до… Научно-технический словарь
    12. эскалатор — Эскалатора, м. [от фр. escalader – взбираться, с латин. scala – лестница]. Непрерывно движущаяся лестница. Большой словарь иностранных слов
    13. эскалатор — эскалатор м. Непрерывно движущаяся наклонная лестница для подъема и спуска людей. Толковый словарь Ефремовой
    14. эскалатор — Эскалатор, эскалаторы, эскалатора, эскалаторов, эскалатору, эскалаторам, эскалатор, эскалаторы, эскалатором, эскалаторами, эскалаторе, эскалаторах Грамматический словарь Зализняка
    15. эскалатор — ЭСКАЛАТОР, а, м. Вид подъёмника движущаяся лестница. Э. в метро. Подняться, спуститься по эскалатору или на эскалаторе. | прил. эскалаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
    эскалатор

    Как устроен эскалатор

    Сложно будет представить современное метро без эскалатора. «Ползущая лестница» стала одним из важнейших достижений человеческой инженерной мысли», – скажет любой человек, которому приходится каждое утро спускаться под землю. Любопытно, что совсем мало людей задумывается о том, как эскалатор устроен на самом деле.
     

     
    Немножко истории

     
    Первый эскалатор появился в Соединенных штатах Америки еще в 1859 году. Его изобретателем стал Натан Эймс, однако испытать свое творение ему так и не довелось. В 1892 году американец Джесс Рено оформил патент на «наклонный подъемник», а еще спустя 2 года запустил первый эскалатор в качества аттракциона на Кони-Айленд в Нью-Йорке. Уже в 1902 году гладкий эскалатор появился в магазине «Харродс» в Лондоне, а свой современный вид данное устройство приобрело только в 1921 году. Именно тогда эскалатор обзавелся поручнями и ступенями.
     

     
    В чем суть работы механизма

     
    Об эскалаторе ходит много забавных городских легенд и слухов. Само собой любая «мистика» не имеет ничего общего с действительностью. Никакого «нечто» под эскалатором нет и на самом деле устроен он достаточно просто. Под эскалатором находится машинное отделение, которое приводит его в движение, а также контрольная панель или пункт управления. Вся эта «начинка» нужна для того, чтобы избавлять граждан от необходимости ежедневно взбираться по лестницам с десятками ступеней.
     

     
    «Сердце» эскалатора состоит из двух двигателей – главного и вспомогательного. Здесь же находится специальная тормозная система, которая по своему устройству и принципу работы очень сильно похожа на стоп-кран в поезде. Само собой в машинном отделении видна «обратная сторона» движущейся лестницы. Вот только здесь они показываются в весьма непривычном виде – все сложены в единое гладкое «полотно».
     

     
    При этом самым важным «механизмом» каждого эскалатора была и остается обычная бетонная лестница, которая ведет в машинный отсек. Она используется техническим персоналом в том случае, если с механизмом что-то случится и его придется ремонтировать.

    Проголосуйте за этот материал!

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о