Устройство эскалатора: Устройство эскалатора — как работает эскалатор? – Как работает эскалатор? Клуб почемучек :: Это интересно!

    Устройство эскалатора: Устройство эскалатора — как работает эскалатор? – Как работает эскалатор? Клуб почемучек :: Это интересно!

    Содержание

    Устройство эскалатора — как работает эскалатор?

    Эскалатор — обычное явление в жизни любого современного человека. Сейчас уже сложно представить себе большой торгово-развлекательный центр или станцию метро без этой движущейся лестницы. Однако вопросом о том, из чего состоит и как работает эскалатор, зачастую задаются не только дети, но и взрослые. Поэтому в нашей статье мы постараемся максимально понятно рассказать про устройство эскалатора и всё, что с этим связано.

    Эскалатор

    Принцип работы эскалатора

    Все эскалаторы, как правило, подразделяются на два типа: поэтажные и тоннельные. Первые устанавливаются в зданиях и предназначены для перемещения людей с этажа на этаж. Вторые монтируются в глубоких тоннелях, таких как, например, спуск к станции метро.

    И тот, и другой тип имеют одинаковый принцип работы. Ступени полотна эскалатора прикрепляются на две длинные цепи, расположенные по бокам. Внизу опорой для них служат ролики, двигающиеся по специальным направляющим. Каждая цепь замкнута в кольцо.  Они крутятся на двух валах, расположенных внизу и вверху. Под поверхностью верхней площадки конструкции спрятан мотор. Именно он и приводит в движение всю систему.

    Устройство

    Составляющие элементы

    Основные составляющие эскалатора представлены на рисунке.

    Важно знать, что любой эскалатор имеет две кнопки «Стоп». Они находятся на уровне стартовой и финишной площадок. В аварийных ситуациях обязательно необходимо воспользоваться ими, чтобы остановить движение полотна.

    Кнопка стоп

    Кнопка стоп

    Поручень эскалатора

    Скорее всего вы обращали внимание, что поручни для эскалаторов могут двигаться с большей скоростью, чем ступени. Это связано с тем, что механизм, который приводит в движение поручень, имеет небольшой запас на истирание.

    На новых эскалаторах обычно порука чуть забегает вперёд. Если поручень и полотно движутся с одинаковой скоростью, значит механизм отработал примерно половину своего ресурса. А когда рука, лежащая на поручне, запаздывает, это означает, что эскалатор требует капитального ремонта.

    Щётки

    Наверняка вы замечали, что снизу ограждения над ступенями эскалатора расположены щетки. Люди часто задаются вопросом, для чего они нужны.

    Щетки установлены не для того, чтобы чистить обувь, а из соображений безопасности. Во-первых, щетки препятствует застреванию в механизме длинной одежды или других предметах. Маленькие дети не смогут засунуть внутрь палец. Во-вторых, щётки  исключают возможность трения обуви пассажиров о балюстраду. Если этого не сделать, то ноги пассажиров могут притормаживать. А это неизбежно приведет к травмоопасной ситуации.

    Щетки

    Техника безопасности на эскалаторе

    Чтобы избежать травм, а также  помочь как можно дольше сохранить механизм в исправном состоянии, следует соблюдать несколько несложных правил поведения на эскалаторе:

    • Не бегите по полотну.
    • Не садитесь на ступени и поручни, не ставьте туда багаж или ручную кладь.
    • Не облокачивайтесь на ограждения.
    • Не пользуйтесь неработающим эскалатором.
    • Не загромождайте площадки на входе и выходе.
    • Входите на эскалатор с правой стороны, держась за поручень. Левая сторона предназначена для того, чтобы вас могли обойти другие пассажиры.
    • На ступеньках обозначена жёлтая ограничительная линия, не наступайте на неё.
    • Не прислоняйтесь к тем элементам эскалатора, которые не движутся.
    • Детей обязательно держите за руку.
    • Следите, чтобы ваша одежда не попадала между элементами эскалатора.
    • К выходу с движущегося полотна подготовьтесь заранее, не задерживайтесь и будьте очень внимательны.

    Предупреждающие знаки

    Предупреждающие знаки

    Как работает эскалатор? Клуб почемучек :: Это интересно!

    Здравствуйте, дорогие читатели и участники «Клуба почемучек»! Как всегда по пятницам у меня в блоге новый выпуск Клуба. Сегодня я отвечаю на вопрос вопрос мамы Алины и ее сыночка Сережи (3,5 лет) «Как работает эскалатор?»
    Эскалатор на симферопольском железнодорожном вокзале

    Когда я была маленькая, я очень мечтала покататься на эскалаторе. Ведь увидеть его можно было только в метро, а в нашем небольшом городе его нет. Читая рассказ Николая Носова «Метро» про мальчиков, которые разминулись со своими мамами на эскалаторе, я очень завидовала им — счастливые, они могут хоть каждый день на нем кататься!


    Иллюстрация к рассказу Н.Носова «Метро»

    И только став уже взрослой, я впервые увидела эскалатор в Киевском метрополитене. Как я боялась ехать на нем в первый раз! ))) Я тогда вспоминала забавный факт о том, что когда в Лондоне был установлен первый в стране эскалатор (в 1898 году в магазине «Харродс»), то люди очень боялись пользоваться им. И тогда директор магазина поставил у выхода эскалатора специальных служителей, которые выдавали каждому смельчаку, рискнувшему прокатиться на этой чудо-лестнице, по стаканчику бренди — для восстановления душевных сил))) А вот мои дети уже тысячу раз видели эскалаторы и совсем их не боятся. Ведь эскалаторы давно уже стали привычной деталью городской жизни. Они встречаются теперь на каждом шагу: в зданиях большинства супермаркетов и на вокзалах. Конечно, это совсем не такие большие эскалаторы, как в метро. Они поднимают людей всего лишь на один этаж. Поэтому такой тип эскалаторов так и называется «
    поэтажные
    «. А вот большие, которые устанавливаются на станциях метро, называются «тоннельные«. Они могут иметь длину в несколько десятков метров. Мировой рекорд тут принадлежит эскалаторам со станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. Длина каждого из них 137,4 м., а высота подъёма 68,7 м.
    Основные части эскалатора я отметила на фотографиях поэтажного эскалатора, сделанных нами на симферопольском вокзале.
    Основные части эскалатора

    Устройство эскалатора
    И у больших тоннельных, и у маленьких поэтажных принцип действия один.
    Заключается он в следующем: каждая ступенька эскалатора (если смотреть на нее сбоку, то она имеет профиль, похожий на букву «Г») по бокам приделана к двум длинным цепям. А снизу опирается на ролики, которые едут по направляющим рельсам. Цепи замкнуты в кольца, которые бесконечно крутятся, вращаемые на двух валах, стоящих сверху и снизу. Сам вращающий механизм (такие огромные железные «звездочки», насаженные на вал) приводятся в движение мотором. Он спрятан под верхней площадкой эскалатора.  Стоит всего лишь взглянуть на эту движущуюся картинку (которую я взяла на сайте Howstuffworks), и все станет понятно:

    Кстати, хочу рассказать об одном открытии, которое я сделала, готовя информацию к этому посту. Может быть и еще кто-нибудь кроме меня до сих пор этого не знал 🙂 Все эскалаторы оснащены кнопкой экстренной остановки. В случае каких-то непредвиденных ситуаций пассажиры могут сами остановить эскалатор, нажав на одну из красных кнопок «Stop», расположенные у верхней и у нижней площадках эскалатора. Теперь я знаю, что надо делать в экстренной ситуации! Ведь если на станциях метро есть дежурные, которые следят за работой эскалатора, то у поэтажных эскалаторов обычно никого нет…

    Мы поискали эту кнопку на эскалаторе нашего вокзала и сразу же нашли ее. Покажите и вы своему малышу такие кнопки. А заодно напомните ему правила поведения на эскалаторе.

    Правила поведения на эскалаторе:

    • на эскалаторе нужно стоять справа, лицом по направлению движения, держаться за поручень, оставляя левую сторону для прохода пассажиров; 
    • проходить с левой стороны; 
    • не наступать на ограничительную желтую линию, обозначенную на ступенях эскалатора;
    • не прислоняться к неподвижным частям эскалатора;
    • держать малолетних детей за руку или на руках. 
    • быть внимательными при сходе с эскалатора: готовиться к нему заранее и не задерживаться на выходе;
    • придерживать полы (края) длинной одежды для предотвращения попадания ее в элементы эскалатора.

    Пассажиру не разрешается:

    Спросите малыша, что ему напоминает работа эскалатора? Где он подобный принцип движения мог видеть? Бесконечно вращающаяся цепь, звездочки, которые ее крутят… Да это же цепной привод велосипеда! Не хватает только ступенек, приделанных к цепи, чтобы получилась точная модель работы эскалатора. (
    Если у вас есть возможность, сразу же покажите малышу, как крутится велосипедная цепь
    ).Только вместо мотора как у эскалатора мы крутим вал ногами нажимая на педали велосипеда. Вал вращается, зубчики «звездочек» входят в промежутки на цепи, зацепляют ее и продвигают вперед — цепь начинает ползти. Все просто!
    Цепная передача на примере велосипеда

    Такой способ передачи движения — с крутящихся валов на цепь, — называется «цепной передачей«. Именно цепная передача и приводит в движение и эскалатор, и велосипед.

    А давайте разберемся, какие еще бывают способы передачи движения в разных механизмах (виды механических передач

    ). Правда, скажу по секрету, что этот вопрос нам изучать еще рановато: его проходят в курсе физики даже не в школе, а в технических училищах и институтах. Но какой же мальчишка (да и девчонка) откажется хоть одним глазком заглянуть в механизм, в котором крутятся какие-то интересные штуковины! Поэтому мы не будем обращать внимание на наш малый возраст и подойдем к делу со всей серьезностью 😉 

    Я предлагаю вам с малышом поиграть в инженеров: вы будете читать мои объяснения про каждый вид передачи, смотреть картинку про нее, а потом находить вокруг себя приборы, в которых она используется. О всех своих находках пишите в комментариях — будет очень интересно узнать, кто и каких видов передачи больше всего найдет! Перечисляйте все, что нашлось у вас в доме — не бойтесь повторять то, о чем я уже сказала в посте, ведь в этой игре главное увидеть все механизмы именно своими глазами.

    Итак, механические передачи (т.е. те способы, которыми движение от одной части механизма передается к другой ее части) бывают нескольких разных видов. Основные из них — это
    передачи
    зацепления и передачи трения. Не пугайтесь этих страшных слов, сейчас все будет понятно 🙂
    Все 3D картинки, демонстрирующие виды механических передач взяты из Википедии.  С передачами зацепления все более-менее ясно из названия. Они происходят, когда одна движущаяся деталь зацепляет другую и заставляет двигаться и ее. Спросите малыша, видел ли он где-то такое? Ну да, только что видел как «звездочка» зацепляет звенья цепи, вращая ее. Значит, цепная передача — это передача зацепления. А где еще можно увидеть что-то подобное? Да где угодно! Например, в механических часах, в которых используются шестеренки. (Обязательно найдите и покажите ребенку механизм с шестернями). Такая передача движения от одной крутящейся шестерни на другую называется
    цилиндрической зубчатой передачей
    .
    Зубчатые колеса можно увидеть, например, в машинке для выдувания мыльных пузырей

    А еще бывают другие зубчатые передачи. Например, реечная — когда шестеренка как бы «протягивает» длинную зубчатую деталь-рейку.

    Ее мы можем увидеть вот в таком вот штопоре. Если у вас есть подобный, понаблюдайте с ребенком, как он работает и как зубчики на колесиках зацепляют и продвигают рейку (которая в данном случае вовсе и не выглядит рейкой)

    Реечная механическая передача на примере штопора

    Еще реечная передача есть в детской игрушке — запускаемом волчке. В нем происходит наоборот — движение рейки (пластиковой полоски с зубцами, за которую надо тянуть, чтобы запустить волчок) передается на шестеренку волчка, и он от этого начинает крутиться.
    Реечная передача на примере запускаемого волчка

    А если малыш интересуется машинами, то он может найти реечную передачу в рулевом механизме автомобиля с передним приводом колес. Там рулевое колесо вращает шестеренку, а от этого соединенная с ней рейка двигается вправо и влево, поворачивая колеса автомобиля в нужную сторону. Кроме цилиндрической и реечной есть еще один вид зубчатой передачи со смешным названием «червячная«. Называется она так потому, что движение зубчатой шестеренки происходит от вращения своеобразного винта — детали, своим видом похожей на червяка (отсюда и название).  После долгих поисков мы нашли у себя дома механизм, в котором используется червячная передача! Она есть внутри музыкальной шкатулки. А вы с ребенком сможете отыскать червячную передачу?
    Червячная передача на примере механизма музыкальной шкатулки

    Еще один вид передач зацепления — это винтовая передача. С ней вы знакомы, если хоть раз закручивали на винт гайку — винт вращается, гайка перемещается по нему. 

    Дома с ней можно познакомиться, например, закручивая струбцину, тиски или просто запуская юлу — ее ручка и есть винт.
    Тиски как пример винтовой передачи

    Вот мы и познакомились с основными видами передач зацепления: зубчатой (цилиндрической, реечной, червячной и винтовой) и цепной. А есть и другие: волновая, планетарная и т.д. О них маленький инженер сможет узнать со временем.

    А что же относится ко второму типу механических передач — к передачам трения

    Так называют способы передачи движения, когда одна деталь, крутясь, трется о вторую деталь и заставляет крутиться ее.

    Спросите малыша, какой материал крепче всего трется друг о друга? Возьмите, например, две металлические вещи (хоть ложки) и потрите одна о другую. Они проскальзывают. Попробуйте потереть друг о друга деревянные предметы. Предметы из пластика. Ткань. Кожу. Бумагу. Резину (например, два ластика). Какие из них лучше всего сцепляются друг с другом? Конечно, кожаные и резиновые! Поэтому обычно (но не всегда) хотя бы одна из деталей для передачи трения изготавливается из этих материалов. Это могут быть ремни, протянутые от одной детали механизма и передающие вращение на другую его деталь (и тогда передача называется ремённая) или валики или колесики (и тогда передача называется фрикционной от слова «фрикция», что значит «трение»).

    Давайте поищем, где мы можем встретить ременную передачу? В детстве у моей бабушки я видела и даже пользовалась механизмом с классической ременной передачей. Там вращательное движение одного колеса (такие колеса с бороздкой для ремня называют «шкивом«) передавалось к другому колесу с помощью длинного кожаного ремня. Я говорю о ножной швейной машинке. Но в наше время такую машинку уже не встретить(((

    Еще ременная передача широко используется в автомобилях. Может, кто-нибудь согласится показать и рассказать малышу, что делается под капотом машины?

    А если автомобиль разобрать пока не получается, не беда — можно самим сделать механизм, использующий ременную передачу. Например, используя детали металлического конструктора. Два шкива насаживаем на оси, соединяем канцелярской резинкой. К одной из осей приделываем ручку. Теперь если крутить ручку, то вторая ось тоже закрутится — резинка передаст ей наше движение.
    Механизм с ременной передачей

    С другим видом передач трения — фрикционным, — совсем просто. Мы можем найти их, например, в принтере. Механизм протягивания бумаги основан на этом принципе: валики-колесики крутятся и заставляют бумагу проезжать сквозь принтер.
    Если снять крышку с принтера, то можно будет увидеть пример фрикционной передачи —
    бумагопротяжный механизм

    А еще мы часто наблюдаем фрикционный механизм в действии, когда стоим у кассы супермаркета. «Резиновая дорожка», на которой продукты подъезжают к кассиру, это он и есть. Ведущий ролик вращается, трется о резиновую ленту и заставляет ее проезжать по кругу. Такой механизм называют транспортерной лентой. И часто используют на заводах для организации конвейера.

    Надеюсь, Сережа теперь понял, как работает эскалатор и ему понравилось играть в инженера 🙂
     А я жду от всех читателей примеры вышеперечисленных способов механической передачи движения! Удачных вам занятий! 


    На следующей неделе я буду отвечать на вопрос мамы Маргариты и ее трехлетней дочки «Почему снег белый?«
    А чтобы я ответила и на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

    Для этого надо всего лишь поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу «Клуба почемучек»), а если блога нет, то дать ссылку в любых соц. сетях. Присылайте вопросы мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой «Клуб почемучек». Среди всех присланных вопросов, независимо от того, опубликовала я на них ответ или нет, я разыгрываю призы. Следующий розыгрыш будет проходить по итогам осенне-зимнего сезона и состоится он 1 марта.

    А также я приглашаю спонсоров к сотрудничеству с моим Клубом!

    Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
    После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски «Клуба почемучек» и сообщения о розыгрышах призов.


    Архив прошлых выпусков «Клуба почемучек» можно посмотреть ЗДЕСЬ. Материалы по теме:
    1. Эскалатор. Сайт «Наш транспорт» (http://wiki.nashtransport.ru/wiki/Эскалатор)
    2. Эскалатор: история изобретения. Сайт «История изобретений» (http://istoriz.ru/eskalator-istoriya-izobreteniya.html)
    3. Бренди за езду на эскалаторе. Сайт «А знаете ли вы, что?» (http://znaeteli.ru/2010/06/brendi-za-ezdu-na-eskalatore)
    4. Как устроен эскалатор. Сайт «Музей Киевского метро» (http://www.metromuseum.su/things/equipment/escalators)
    5. Эскалатор. Сайт «лифт-гид» (http://lift-gid.ru/eskalator/eskalator.html)
    6. Передача канала Дискавери «Как это работает? / How it`s made?» (http://krasview.ru/video/315349-Kak_eto_rabotaet_How_its_made_-_12_sezon,_155_seriya_Eskalatory,_Kanoe_iz_kevlara,_Syr_iz_kozego_moloka,_Diskovaya_muzykalnaya_shkatulka)
    7. Механические передачи. Сайт Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (http://www.mehanica-kvs.narod.ru/razdel4/r42.html)
    8. Механическая передача. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Механическая_передача)

    Ремонт эскалатора в метро (42 фото)

    Предлагаю заглянуть во внутренности эскалатора и посмотреть на трудоемкий ремонт этой движущейся лестницы.
    Все знакомы с этим устройством, кто-то катается на нем каждый день 🙂


    С 9 января начался капитальный ремонт эскалатора №3 ст. «Политехнический институт». Подобные ремонты регулярно выполняются на всех станциях, но на «Политехе», открытом в 1963 г. и имеющем 3 эскалатора, во время ремонта всплывает одна неприятная особенность.

    В обычном режиме работы станции в утренний пик поток людей на выход такой, что приходится задействовать все 3 машины: две на подъем и одна на спуск. Точно такая же ситуация и на соседней «Вокзальной», где последний ремонт эскалаторов проходил всего пару лет тому назад. Значит, если один из эскалаторов останавливается на ремонт, придется чем-то жертвовать. Оставить один эскалатор на спуск и один на подъем нельзя: один эскалатор не сможет вывезти весь поток снизу и люди постепенно будут накапливаться на платформе. В худшем случае это закончится чьим-то падением на рельсы.

    Значит оба эскалатора на подъем придется оставить, а вход на станцию в утренний пик ограничить. Это мера неприятная, но вынужденная – лучше создать толпу в открытом пространстве или потратить лишнее время на дорогу к соседней станции метро, чем создать потенциальную толкучку под землей. Это неписаный закон.

    Именно из-за постоянного накопления людей на станции был построен второй переход между «Крещатиком» и «Майданом». По этим же причинам так остро необходим второй переход между «Театральной» и «Золотыми воротами». К сожалению, не везде и не всегда этот закон выполним и это очень плохо, но там, где заведомого можно избежать большой толпы на станции, выбор может быть только один. По современным строительным нормам, на станциях глубокого заложения с одним выходом должно быть не менее 4-х эскалаторов, но на старых станциях с 3-мя машинами что-то кардинально изменить уже очень сложно.

    Почему ремонт эскалатора длится месяц-два? Тоннельный эскалатор – достаточно сложная машина с огромным числом подвижных деталей: на том же «Политехе» одних только ступенек почти 600, а различных подшипников около 10 тыс. В отличие от поэтажных эскалаторов, которые мы видим в различных торговых центрах, большая длина тоннельных эскалаторов накладывает особые требования к прочности и надежности их конструкции.

    При этом многие детали подвержены значительному износу: если эскалатор будет работать непрерывно, то за год лестничное полотно пройдет 28 тыс. км. Капитальный ремонт таких эскалаторов, которые установлены на «Политехническом институте», необходимо выполнять через каждые 170 тыс. км. Наконец, эскалатор – очень ответственный механизм: к примеру, от поломки одного из вентиляторов жизнь пассажиров не окажется под прямой угрозой, а в случае поломки эскалатора последствия могут быть очень неприятными: истории аварий с летальным исходом были и на постсоветском пространстве, недавний случай с оборвавшимся поручнем на «Золотых воротах», который травмировал человека, – лишь очень легкий пример возможных последствий. Поэтому от состояния всех деталей эскалатора зависит очень многое, а учитывая их количество за одну ночь заменить все не получится.

    Во время капитального ремонта эскалатор разбирается практически полностью в четко определенной последовательности: вначале демонтируются ступеньки, затем тяговые цепи, которые тянут лестничное полотно, направляющие, устройства, отвечающие за работу поручней, тяговый двигатель, тормоз, вспомогательный привод, валы редуктора и многое другое. При этом на месте остается несущая металлоконструкция эскалатора и ряд других частей машины, которые также проходят осмотр и ремонт. На бумаге описание процесса ремонта и обслуживания эскалатора занимает не один десяток страниц.

    На днях на «Политехническом институте» завершился демонтаж деталей ремонтируемого эскалатора. Практически все из них сейчас вывезены в мастерские эскалаторной службы, которые находятся на территории электродепо «Дарница». Каждую деталь необходимо разобрать, очистить от грязи и мусора, осмотреть, при необходимости отремонтировать или заменить содержимое, подкрасить и собрать заново. Проблема накопления мусора очень актуальна: на подошвах обуви люди заносят с улицы множество грязи которая частично остается внутри эскалатора. Некоторые составляющие (реагенты для борьбы со льдом) приводят к коррозии металла. Как показывает практика, во время капитального ремонта приходится менять до 50% покрытия ступенек – оно изнашивается больше всего.

    После тотальной проверки и ремонта деталей эскалатора они устанавливаются на свои места в обратной последовательности. При этом по завершению всех работ на эскалатор можно будет пустить пассажиров только после целого комплекса проверок, обкатки и приемки контролирующими службами.

    За зеленым заборчиком, который появляется каждый раз, когда на одной из станций начинается ремонт эскалатора, ничего особого нет. Здесь происходит перегрузка оборудования и выполняются некоторые работы по ремонту эскалатора. Самое интересное скрывается в машинном зале, который находится под ногами пассажиров.


    Полуразобранный эскалатор и демонтированные перекрытия над машзалом. Глазастые читатели смогут разглядеть кусочек верхней звездочки, на которую мы посмотрим ниже.

    Спускаемся в маш. зал. Вид примерно от турникетов, как если бы мы смотрели на эскалатор с привычного нам уровня. Слева эскалатор №2, правее – №1. №3 скрыт за ними с противоположной стороны маш. зала. Приводы эскалаторов расположены на разном расстоянии от входной площадки, т.к. их габариты не позволяют поместить все оборудование между соседними машинами. Для интересующихся: все три эскалатора имеют тип ЛТ-3, высота подъема 49,4 м.

    1-я машина. Справа – двигатель с тормозом, слева за решеткой вращается верхняя звездочка, на которой бесконечным потоком переворачиваются ступени.

    С обратной стороны выступает корпус редуктора, через который вращающий момент от двигателя передается на звездочку.

    Можно заглянуть внутрь основной конструкции эскалатора и понаблюдать за движением перевернутых ступенек:

    Каждый эскалатор оборудован мощным тяговым двигателем, который должен обеспечивать пуск эскалатора на подъем при наибольшей возможной нагрузке.

    На входном валу редуктора эскалатор оборудован автоматическим тормозом. Тормоз должен действовать при отключении двигателя с усилием, которое обеспечивает не менее чем двукратный запас при удержании рабочей нагрузки. Как тормоз, так и весь эскалатор, напичканы кучей самых разных датчиков. Безопасность пассажиров на эскалаторе зависит прежде всего от этого устройства и при малейшем подозрении на нештатную ситуацию (увеличение скорости движения эскалатора на 30% от установленной, самопроизвольная смена направления движения эскалатора, работающего на подъем и т.д.) эскалатор должен быть быть остановлен. Кстати, обратите внимание на красную кнопку экстренного останова в нижней части тормоза.

    Управление работой эскалатора и контроль его различных параметров происходит из этого шкафа. Последние годы старое электрооборудование на первых станциях постепенно заменяется современной электроникой, но вопрос радикального обновления, как всегда упирается в финансирование – по словам работников эскалаторной службы такой шкафчик стоит около 900 тыс. грн.

    А так машинный зал самых первых станций Киевского метро выглядел раньше (это не «Политех»):

    Огромные стойки с релешками, предохранителями, пакетниками, различными показометрами и прочей электрической романтикой.

    Кое-где еще остались архаизмы:

    Сохранились также и рельсы с поворотными кругами, при помощи которых на специальной тележке по машинному залу перемещают грузы. В более новых машинных залах такой «железной дороги» уже нет.

    Незапланированный останов и поломка эскалатора – ЧП. В машзале всегда имеются в наличии аварийные комплекты оборудования для быстрой замены вышедших из строя деталей. Есть даже резервный тяговый двигатель:

    Но давайте, наконец, посмотрим на разобранную машину. Из того, что мы видели на предыдущих фотографиях здесь остался только редуктор и барабан для тормоза. Слева стоял двигатель, по центру можно разглядеть открытую звездочку.

    Рядом оставлены части защитного кожуха.

    Редуктор. Практически все детали тормоза демонтированы.

    Подшипник главного вала:

    Верхняя звездочка. На нее навешивается цепь, которая в свою очередь тянет на себе ступеньки.

    Усилие от двигателя через редуктор передается на главный вал, который и вращает звездочку:

    Служебный проход под балюстрадой для обслуживания машин между 3-м и 2-м эскалатором. Впереди 100 м тесноты под углом 30°.

    Внутри конструкций разобранного эскалатора. В обычное время в этом же уровне ступени движутся в сторону, обратную основному движению.

    В верхней части эскалатора смонтирована система натяжения поручней:

    Учитывая большую длину тоннельного эскалатора и постоянно меняющуюся нагрузку, без дополнительной динамической натяжки поручней и лестничного полотна никак не обойтись.

    Натяжка лестничного полотна происходит под нижней площадкой эскалатора в так называемой натяжной камере. Здесь нижняя звездочка находится в подвижной каретке, которую с помощью системы рычагов оттягивают несколько грузов, которые вы видите слева.

    Нижняя звездочка разобранной машины:

    Заодно давайте заглянем еще на две станции и посмотрим, как выглядят более современные машины. Станция «Печерская» (открыта в 1997 г.), машзал верхнего наклона. 4 машины типа ЭТ-3М, высота подъема 21,6 м. Сразу в глаза бросается более компактное размещение некоторых узлов: например, тяговый двигатель спрятан под верхнюю звездочку.

    Верхняя звездочка 4-й машины и открытый редуктор (фото кап. ремонта 2011 г.):

    Станция управления эскалатором также более компактна и выглядит посовременней:

    Машзал ст. «Сырец» (2004 г.). Здесь уже установлены 4 крюковские машины ЕТК-245 с высотой подъема 43 м. В целом компоновка очень напоминает «Печерскую», хотя современные технологии и новые решения оказали некоторое влияние на конструкцию.

    Маленький двигатель, покрашенный в голубой цвет, – это вспомогательный привод, который используется во время ремонтно-наладочных работ для передвижения лестничного полотна со скоростью не более 4 см/с. Есть он и на «Печерской», и на «Политехническом институте».

    Куда ни глянь, везде различные датчики, следящие за работой эскалатора:

    На «Сырце» станция управления эскалатором уже имеет электронную начинку.

    По списку блокировок можно прикинуть количество датчиков:

    На «Сырце» также имеются и внештатные работники эскалаторной службы.

    Кстати, самый длинный в Киеве эскалатор установлен на ст. «Крещатик» (между станцией и выходом на ул. Городецкого). Высота подъема – 65,8 м, количество ступеней – 715/743. Эскалатор изготавливался по спец. заказу (для эскалаторов типа ЛТ-2 максимальная высота подъема – 65 м).

    Источник: tov-tob.livejournal.com

    Конструктивные особенности устройства эскалаторов,

    Эскалатор — подъемно-транспортная машина, представляющая собой лестницу с движущимися ступенями, располагающуюся под наклоном 30-35 градусов и предназначенную для подъема и спуска людей. Устройство широко применяется на станциях метрополитенов, в подземных переходах и на вокзалах. С развитием сферы торговли подъемные машины повсеместно устанавливаются в крупных торговых учреждениях.

    Существуют тоннельные и поэтажные эскалаторы, различающиеся способом установки и углом наклона. В частности, тоннельная ферма устанавливается на железобетонном фундаменте в наклонном тоннеле. Это сварная металлоконструкция, включающая в свой состав полосы металлического литья и проката, уголки и швеллеры. Конструкции в виде отдельных секций стыкуются между собой сваркой и болтовыми соединениями. На этой основе размещаются все ключевые узлы системы.

    Эскалатор — достаточно крупное и сложное устройство, за внешней простотой которого скрывается слаженное взаимодействие большого множества деталей и механизмов. Его можно сравнить с конвейером, где ступени непрерывно совершают круг за кругом, двигаясь на заданной скорости. Однако такой конвейер имеет характерные особенности, обусловленные спецификой эксплуатации.

    Функция эскалатора заключается в перемещении людей с одной высоты на другую, причем движение может происходить и вниз, и вверх. Как правило, эксплуатации осуществляется в условиях массового скопления людей и сопровождается продолжительными интенсивными нагрузками, что накладывает отпечаток на устройство «живой» лестницы.

    Схематично механизм эскалатора может быть представлен как пара цепей, которые приводятся в движение за счет шестерней, получающих энергию от мощного электродвигателя — «сердца» всей системы. Обычно используются моторы мощностью 100 лошадиных сил, что сравнимо с двигателями современных автомобилей (рис.1).

    Вся механика эскалатора «спрятана» внутри. В частности, под каждой из ступеней находится два комплекта колес (роликов), движущихся по соответствующим направляющим (рельсам). Верхние ролики примыкают непосредственно к вращающимся цепям, а нижние скользят в одном направлении с верхним рядом.


    Рис.1. Схема устройства эскалатора

    Современный эскалатор способен двигаться со скоростью от 27 до 55 метров в минуту. При этом, осуществляется подъем порядка 10 тысяч человек в час и более. Данный показатель существенно превосходит возможности лифта, что обуславливает широкое распространение «живых» лестниц в общественных местах с большой пропускной способностью, в том числе в торговых, развлекательных, деловых центрах (рис.2).


    Рис.2. Вид современного эскалатора

    Эскалаторы используются для перемещения людей, и большое значение в их устройстве имеют факторы безопасности и удобства. Это достигается за счет применения движущихся поручней. В отличие от ступеней, поручни являются, по существу, обычными конвейерами, по которым перемещается резиновая лента. Она предназначена для того, чтобы движущийся по эскалатору человек мог сохранять равновесие, держась за поручень. Поэтому резиновый конвейер скользит примерно с такой же скоростью, что и ступени.

    Классификация


    — Тоннельные.

    Их устанавливают в длинных наклонных тоннелях, т.е. на выходах ст. метрополитена глубокого заложения. Они отличны наличием мощного мотора, широкой балюстрады, которая скрывает усиленные несущие металлические конструкции;

    — Поэтажные.

    Их установку проводят на выходах с некоторых ст. мелкого заложения. Здесь крайне важен перепад высоты, который должен превышать 3,5 метра.

    В устройстве эскалатора есть один немаловажный и всегда присутствующий нюанс. Дело в том, что он должен быть наклонен на 30 градусов. Всегда. Такая цифра не случайная, так как только в таком случае перевозка пассажиров будет безопасной, а ступеньки удобными из-за своих габаритов.

    Узлы и устройство эскалатора

    Основа эскалатора — прочная конструкция из металла, которая размещается на фундаменте из бетона. В ее составе есть полосы металлического проката, швеллеры, уголки. Они изготовлены в виде отдельных элементов. Соединение производят с использованием болтов или с помощью сварки. На металлоконструкции смонтированы замкнутые рельсы. По ним перемещаются ступени. Форма ступени — трапеция. У нее есть 4 ролика (2 штуки — 1 рельс). Изгиб рельсов продуман от и до. Ступени, на которые забираются пассажиры, должны быть горизонтальными. Для соединения ступеней используют прочную тяговую цепь. Она похожа на велосипедную, но у нее размер куда больший. Тяговая цепь и полотно ступеней соединены с помощью 2-х больших шестерней — звездочек. Верхняя звездочка связана с мощным тяговым мотором. Связь достигнута через редуктор и ведущий вал. Нижняя звездочка располагается на натяжной камере. Ее монтаж производят на подвижной каретке. Данная каретка связана с тяжелыми грузами. Такие грузы нужны, дабы создать равномерное натяжение всего полотна эскалатора. Также в конструкции присутствуют поручни, изготовленные из прочной резины с износоустойчивой подкладкой. Их скольжение происходит по латунным направляющим.

    Виды и устройство эскалаторов

    Классификация эскалаторов и особенности устройства систем транспортировки пассажиров.

    Эскалатор относится к пассажирским подъемно-транспортным машинам непрерывного действия. В эту же категорию входят движущиеся тротуары (пассажирские тротуары), спортивные канатные дороги, многокабинные подъемники. Профессиональное обслуживание эскалаторов необходимо для обеспечения их бесперебойной работы, а также для безопасности пассажиропотока.

    Эскалатор с освещением зеленого цвета

    Эскалатор с освещением зеленого цвета

    Классификация и обозначение эскалаторов

    Существуют транспортировочные конструкции двух типов:

    • передвижные;
    • стационарные.

    К первой категории относятся самоходные, буксированные модели, которые используются для посадки/высадки пассажиров на самолеты. Стационарный тип в свою очередь делится на эскалаторы зданий (поэтажные), сооружений (это наземные и подъемные переходы, сооружения метрополитенов и пр.).

    Самыми габаритными считаются поэтажные модели, отличающиеся значительной высотой (до 65м), расположением машинного отсека и производительностью.

    Особенности устройства систем транспортировки пассажиров

    Техническое обслуживание эскалатора проводиться в соответствии с требованиями определенной модели и интенсивности использования/износа ключевых элементов. Чтобы разобраться в вопросе более детально, рассмотрим составляющие элементы эскалаторного подъемника:

    1. Привод предназначен для бесперебойного перемещения полотна лестницы. Его эксплуатационная скорость зависит от мощности привода, его производительности. Например, модель, установленная на эскалаторе ЭТ-2, имеет скорость 0,75м/с. Он состоит из муфты, оснащенной рабочими тормозами, быстроходного редуктора, главного электродвигателя и вала со звездочками тяговыми/аварийными тормозами. При осуществлении ремонтных работ используется вспомогательный привод.
    2. Тормозная система имеет рабочий (нормально-замкнутого действия монтируется на входной вал редуктора) и аварийный тормоз. Основная тормозная система срабатывает при обесточивании цепи и отключении приводов. Аварийная система активируется при увеличении скорости спуска на более чем 30% от заданных показателей.
    3. Лестничное полотно имеет ступени, движущиеся по направляющим. Для их соединения используют цепи, крепление происходит посредством использования полых шарниров цепи.
    4. Балюстрада – конструкция, отделяющая рабочую ветвь от основных механизмов движения.
    5. Поручневое устройство приходит в движение вместе со ступенями. Это С-образный профиль, предназначенный для безопасности пассажиров.
    6. Блокировочное устройство, отвечающее за отключение электродвигателя в случае внештатных ситуаций.
    7. Аппараты управления.

    Схема устройства

    Схема устройства

    Для обеспечения нормальной работы необходимо проводить общее техническое обслуживание эскалаторов,а тек же их отдельных элементов.

    Основным элементов всей системы является привод. Для обеспечения его качественной и бесперебойной работы советуем купить качественный червячный редуктор в «Промредуктор». Мы производит только качественные детали и гарантируем их работу длительное время.

    Эскалатор — Энциклопедия нашего транспорта

    Тоннельный эскалатор Поэтажный эскалатор

    Эскалатор (англ. escalator, от лат. scala — лестница) — наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.

    На двух бесконечных цепях, которых находятся под углом 30° к горизонту, расположены ступени, образующие непрерывно движущийся лестничный марш. Ширина лестничного полотна колеблется от 0,5 до 1 м в зависимости от типа эскалатора и его назначения. Вверху и внизу ступеньки выравниваются в горизонтальные площадки, что создаёт благоприятные условия для входа и схода людей. Одновременно со ступенями движутся и перила-поручни.

    Классификация

    Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.

    Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого заложения. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.

    Поэтажные эскалаторы используются на станциях метро мелкого заложения и в других неглубоких подземных пространствах, в офисных и торгово-развлекательных центрах. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны.

    Параметры

    Угол наклона эскалатора к горизонту составляет 30°. В этом случае ходовое полотно имеет рациональное соотношение размеров ступени: её высоты (подступи), равной 200 мм, и глубины — площадки (проступи), равной 400 мм. При углах наклона 45° и 60° соотношение размеров ступени не обеспечивает безопасной перевозки пассажиров. Ширина ступени для тоннельных эскалаторов принята равной 1 м, для поэтажных эскалаторов — 0,6 м. Высота эскалаторов по вертикали может быть различной в зависимости от глубины заложения станции. Наибольшая высота подъёма эскалатора ЛТ-2 достигает 65 м. При большей высоте подъёма на поверхность устанавливают последовательно два эскалатора (два марша).

    Скорость движения лестничного полотна установлена с учётом обеспечения безопасности входа на эскалатор, выхода с него, а также максимальной производительности по перевозке пассажиров. Она принята равной 0,72; 0,94 и 1 м/с. Дальнейшее увеличение скорости ходового полотна эскалаторов находится в стадии изучения.

    Величина ускорения лестничного полотна при пуске и торможении должна обеспечивать безопасность пассажиров, находящихся на эскалаторе. Исходя из этого, ускорение в начальный момент не должно превышать 0,6 м/с² и в процессе пуска — 0,75 м/с², независимо от степени загрузки эскалатора пассажирами. Величина замедления при торможении рабочими тормозами — не более 0,6 м/с² на спуск и не более 1 м/с² на подъём. При торможении аварийным тормозом на спуск величина замедления не должна превышать 2 м/с².

    Производительность

    Провозная способность (производительность) — это число пассажиров, перевозимых в единицу времени (за 1 час или 15 минут).

    При:

    • максимальной скорости движения полотна — 0,9 м/c²;
    • шаге ступени — 0,4 м;
    • числе пассажиров, помещающихся на одной ступени (заполнение эскалаторного полотна), — 2 чел.;
    • коэффициенте заполнения ступеней, учитывающем неравномерность заполнения ступеней, — 0,5—0,6

    провозная способность эскалатора составляет 8 100 чел./ч.

    Эта величина установлена строительными нормами и правилами для расчёта числа эскалаторных лент на станциях метрополитена в зависимости от ожидаемого пассажиропотока. Провозная способность эскалатора не зависит от высоты подъёма, а находится в прямой зависимости от скорости движения и коэффициента заполнения ступеней эскалатора пассажирами.

    Подсчёты на основе натурного обследования показывают, что на ряде станций при коэффициенте заполнения ступеней полотна 0,7—0,8 (что не всегда возможно) один эскалатор может перевезти до 10—12 тыс. чел./ч.

    При проектировании в выборе числа эскалаторных лент более правильно исходить из условий максимального 15-минутного потока пассажиров в час «пик».

    Как правило, на станциях число эскалаторных лент должно быть не менее трёх на каждом вестибюле. На привокзальных станциях, где поступление пассажиров имеет резко неравномерный характер (например, при на прибытии поездов), наклонный ход сооружают на четыре эскалаторные ленты. Четырёхленточные эскалаторные наклоны, как правило, делают также на пересадках с одной линии на другую, где в часы «пик» всегда бывают большие пассажиропотоки.

    Эскалаторы систем внеуличного транспорта бывшего СССР

    Впервые эскалатор ступенчатого типа был создан в США в 1900 году. В СССР эскалаторостроение развивалось и совершенствовалось одновременно со строительством метрополитенов.

    Первые отечественные эскалаторы Э-1 (Н-10) и Н-30-1 были установлены на станциях первой очереди Московского метрополитена в 1935 году.

    На второй очереди метрополитена в 1938 году были установлены двухприводные эскалаторы Н-40 высотой до 40 м. С 1941 по 1951 годы выпускались модернизированные варианты этих эскалаторов.

    На четвёртой очереди (Кольцевая линия) Московского метрополитена установлены эскалаторы ЭМ-1, ЭМ-4 и ЭМ-5. На этих машинах применена новая кинематическая схема лестничного полотна, новая конструкция приводной группы и поручневой установки.

    На первой очереди Петербургского метрополитена установлены эскалаторы ЛТ-1, предназначенные для использования на линиях глубокого заложения. В последующие годы был выпущен новый типовой ряд эскалаторов ЛТ-2, ЛТ-3, ЛТ-4 и ЛТ-5 на высоту подъёма от 5 до 65 м при скорости движения ленты 0,9 м/с и ширине ступени 1 м. Начиная с 1963 года, при высоте подъёма до 7 м устанавливали поэтажные эскалаторы ЛП-6, ЛП-6А и ЛП-6К.

    ТипГоды выпускаЗавод-изготовительВысота подъёмаМощностьСкорость
    Э-11934—1935«Подъёмник» (Москва)10 м
    Н-101934—1941«Красный металлист» (Ленинград)7—10 м56—65 кВт0,75 м/с
    Н-201934—1941«Красный металлист» (Ленинград)10—20 м0,75 м/с
    Н-301934—1941«Красный металлист» (Ленинград)20—30 м110 кВт0,75 м/с
    Н-401934—1941«Красный металлист» (Ленинград)30—40 м2×75 кВт0,75 м/с
    Н-40М1942—1960Перовский машиностроительный заводдо 40 м0,75 м/с
    ЭМ-11952—1966Перовский машиностроительный заводдо 14 м0,75 м/с
    ЭМ-41952—1966Перовский машиностроительный заводдо 43 м125—160 кВт0,75 м/с
    ЭМ-51952—1966Перовский машиностроительный заводдо 50 м125—160 кВт0,75 м/с
    ЭМ-5,51952—1966Перовский машиностроительный заводдо 55 м125—160 кВт0,75 м/с
    ЛТ-11954—1959«Красный металлист» (Ленинград)до 65 м0,9 м/с
    ЛТ-21954—1959«Красный металлист» (Ленинград)45,2—65 м200 кВт0,9 м/с
    ЛТ-31959—1997Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)25,2—45 м125 кВт0,9 м/с
    ЛТ-41959—1997Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)12,2—25 м75 кВт0,9 м/с
    ЛП-6, ЛП-6А
    ЛП-6К, ЛП-7К
    1959—1997Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)до 6 м
    1967—1991Стахановский машиностроительный завод
    ЛТ-51959—1997Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)3,2—12 м40 кВт0,9 м/с
    ЭТ-21978—1997Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)45,2—65 м200 кВт0,94 м/с
    ЭТ-31978—1997Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)30—45 м132 кВт0,94 м/с
    ЭТ-41978—1997Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)15—30 м90 кВт0,94 м/с
    ЭТ-51978—1997Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)3—15 м45 кВт0,94 м/с
    ЭТ-6Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)до 7 м22 кВт0,94 м/с
    ЭТ-2М1997—2003Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)45,2—65 м
    ЭТ-3М1997—2003Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)30—45 м
    ЭТ-4М1997—2003Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)15—30 м
    ЭТ-5М1997—2003Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград)3—15 м
    ЭТ-12, ЭТ-12ПЗАО «ЭЛЭС», ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург)до 12 м
    ЭТ-30ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург)до 30 м
    Е25Тс 2003ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург)3,2—25 м30; 55 кВт
    Е40Тс 2003ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург)25—40 м90 кВт
    Е55Тс 2003ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург)40—55 м110; 132 кВт
    Е75Тс 2003ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург)55—75 м160; 200 кВт
    Е900Тс 2003ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург)2,5—9,6 м7,5; 11; 15; 18,5; 22 кВт0,5; 0,65 м/с
    LE6с 2005ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург)1,5—9 м[1]
    ЭС04с 2014ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург)3—12 м18,5; 30; 37,5 кВт0,75 м/с
    ЭС03с 2014ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург)3—25 м30; 45; 55 кВт0,75 м/с
    ЭС02с 2014ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург)25—48 м110 кВт0,75 м/с
    ТК65с 2014ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург)45—65 м160 кВт0,75 м/с
    ЭТХ-3/75с 2008ООО «Конструктор» совместно с
    ОАО «Кировский завод» (Санкт-Петербург)
    3—75 м
    2009ThyssenKrupp Elevator0,5; 0,65 м/с

    Указанные типы эскалаторов различаются высотой подъёма и конструкций основных узлов привода, главного вала, направляющих, ходового полотна, поручневого устройства, натяжной станции, схемой электропривода.

    Конструкция тоннельного эскалатора

    Схема тоннельного эскалатора

    Ферма эскалатора закреплена в наклонном тоннеле станции на железобетонном фундаменте. Эта сварная металлоконструкция состоит из уголков, швеллеров и полос металлического проката и литья, изготовленных в виде отдельных секций и состыкованных друг с другом болтовыми соединениями или сваркой. На ферме или непосредственно на железобетонном фундаменте размещены основные узлы эскалатора.

    Полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает наверху тяговые, а внизу — натяжные звёздочки, и катится по направляющим путям металлоконструкции. Привод тяговых звёздочек состоит из электродвигателя, редукторов с дополнительными зубчатыми или цепными передачами и соединительных муфт. Для безопасности и удобства использования эскалатора оборудован входными площадками с гребёнками, опущенными в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися с обеих сторон балюстрады поручнями на высоте 0,9—1 м от ступеней. В качестве поручня используется прорезиненная хлопчатобумажная лента с загнутыми краями. Поручни движутся по направляющим пластинам и отклоняющим блокам. Верхние приводные блоки получают вращение через систему цепных передач от вала тяговых звёздочек. Натяжные блоки поручней находятся на наклонной части внутри балюстрады. Перед входными площадками с помощью направляющих путей полотно приобретает горизонтальное положение на длине 0,8—1,2 м, а на наклонной части образует лестницу с углом наклона 30° (для зарубежных эскалаторов до 35°), используемую пассажирами для самостоятельного передвижения при остановке эскалатора.

    Полотно эскалатора состоит из ступеней, имеющих стальной каркас, двух основных и двух вспомогательных пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных) катков, насаженных на оси, и двух тяговых цепей. Пластмассовые реечные настилы расположены горизонтально для всех участков рабочей (наружной) ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна имеют упоры на наружных пластинах. Эти упоры совместно с ограничивающими шинами трассы исключают складывание и падение полотна при маловероятном обрыве тяговых цепей.

    Унифицированные отечественные эскалаторы имеют:

    • тоннельные — высоту подъёма 10—65 м, ширину ступеней 900—1000 м и скорость 0,75—1 м/с;
    • поэтажные — высоту подъёма 5—7 м, ширину ступеней 500—750 мм и скорость 0,4—0,5 м/с.

    Привод эскалатора оборудован рабочими и аварийными тормозами. Эскалатор снабжён системой защитных электромеханических устройств, а также средствами автоматического включения и выключения (для поэтажных эскалаторов). Расчётная производительность эскалатора для широких ступеней составляет при скорости 0,5 м/с — 8 000 чел./ч, а при скорости 0,9 м/с — 11 000 чел./ч. Мощность двигателя определяется по сумме сопротивлений от движущихся полотна и поручней по методам, принятым соответственно для пластинчатых и ленточных конвейеров.

    Электропривод эскалаторов, как правило, имеет один главный двигатель и один вспомогательный электродвигатель малой мощности, используемый для перемещения ленты с малой скоростью во время ремонтно-наладочных работ. Для станций глубокого заложения в качестве главных применяются промышленные асинхронные электродвигатели с фазной обмоткой мощностью 70—200 кВт, для станций мелкого заложения и переходов — двигатели с короткозамкнутой обмоткой мощностью 14—55 кВт. Мощность двигателей вспомогательного привода составляет 1,1—6,2 кВт. Для большинства типов эскалаторов скорость движения от вспомогательного привода составляет 0,04 м/с. Мощность, требуемая для подъёма одного пассажира на 1 м, составляет, как правило, 250—350 Вт, а расход энергии — 0,1—0,15 Вт·ч.

    См. также

    Литература

    Примечания

    Эскалатор — Википедия

    Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница, что в свою очередь от лат. scala — лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30—35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор или с помощью линейного привода. Является одним из видов конвейера.

    Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых объектах, в подземных переходах; иногда применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.

    Движущиеся бесступенчатые дорожки называются траволаторами.

    Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом[en] 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25,076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено[en] запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов.

    Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт[en]» Лондонского метрополитена.

    Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году.

    Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров, из-за чего создаётся очередь перед эскалатором, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех кто идёт вверх по левой — делают это что бы не ждать очередь, но и не едут стоя боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут вверх.

    Эскалаторы в России[править | править код]

    Первые эскалаторы в СССР появились в Москве: они были установлены при строительстве первой очереди Московского метрополитена на четырёх станциях глубокого заложения (современные Красные Ворота, Чистые пруды, Лубянка и Охотный Ряд). Первым общественным зданием в СССР, где были установлены эскалаторы, стал магазин «Детский мир» (1953—1957, архитектор А. Н. Душкин, инженер Л. М. Глиэр, соавторы И. М. Потрубач и Г. Г. Аквилев), построенный в центре Москвы, на площади Дзержинского (с 1991 года — Лубянская площадь)[1][2].

    В Советском союзе эскалаторы использовались преимущественно в метро, изредка применяясь на вокзалах, в аэропортах, театрах, концертных залах и в других общественных зданиях. Согласно нормам строительства метро, эскалаторы на подъём устанавливаются при перепаде высот на марше более 4 м[3], на спуск — более 5 м (ряд станций построен до утверждения этих норм, и там они не действуют).

    Начиная с 1935 года единственными импортными эскалаторами в СССР являлись эскалаторы финской компании KONE, которые устанавливались лишь в таких значимых местах, как Московский Кремль, Дворец съездов, и т. п., другие иностранные производители появились на рынке лишь после распада СССР в 1991 году.

    В современной России эскалаторы часто устанавливаются в торговых и бизнес-центрах, других зданиях общественного назначения.

    Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.

    Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого залегания. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.

    Поэтажные эскалаторы используются в зданиях. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны

    Различаются тоннельные и поэтажные эскалаторы по углу наклона. Так, при требуемой высоте подъёма до 6 метров угол наклона эскалатора составляет 30° или 35°, при высоте подъёма выше 6 метров — только 30°.

    Теоретическая пропускная способность одной нитки эскалатора при скорости 0,75 м/с (45 метров в минуту) составляет 10000 человек/час, но реальная пропускная способность обычно составляет не более 5000—6000 на подъём и до 7500 на спуск[4].

    Как правило, скорость движения поручней эскалатора превышает скорость движения полотна. Для повышения трения на диски, приводящие в движение поручни, надевают резиновые накладки, которые со временем истираются, вследствие чего в процессе эксплуатации эскалатора снижается скорость движения поручней[5]. К примеру, скорость движения поручней и полотна эскалатора в Баден-Вюртемберге (Германия) были регламентированы в 1977 году: их скорости должны быть одинаковы, однако допускается превышение скорости движения поручня до 3 %. С 2009 года документ не является обязательным к исполнению, но рекомендуется в качестве ориентира[6].

    Преимущества[править | править код]

    • Эскалаторы обладают большей пропускной способностью, чем лифты и фуникулёры.
    • Эскалаторы являются транспортными машинами непрерывного действия: пассажиру не приходится ожидать прибытия транспортного средства (кабины).
    • В случае поломки эскалатором можно воспользоваться как обычной лестницей и подняться вверх либо спуститься вниз — в то время как в случае поломки лифтового оборудования необходимо ждать, пока его не отремонтируют.

    Недостатки[править | править код]

    • Как правило, эскалаторы дороже лифтов и фуникулёров.
    • В сравнении с лифтом эскалатор требует большего пространства для установки.
    • В отличие от лифта эскалатор не может использоваться пассажирами на инвалидном кресле без посторонней помощи, затруднено перемещение пассажиров с тележками, велосипедами и другим габаритным грузом.
    • В отличие от лифта, при перемещениях в здании сразу на несколько этажей пассажиру приходится делать пересадку на каждом промежуточном этаже.
    • В отличие от лифта, эскалатор не может развивать большую скорость, нужную для вертикальных перемещений в многоэтажных зданиях.
    Эскалатор на станции метро «Бауманская» в день своего закрытия, 7 февраля 2015 года.

    По возрасту[править | править код]

    • Самыми старыми действующими эскалаторами в мире, скорее всего, являются поэтажные эскалаторы в нью-йоркском универмаге Macy’s[en] на Геральд-сквер, действующие с 1927 года.
    • Самые старые тоннельные эскалаторы функционировали с февраля 1944 года на станции «Бауманская» Московского метрополитена. В 2015 году они были демонтированы и заменены на новые.
    • Самые старые эскалаторы в Лондонском метрополитене действовали на станции «Гринфорд[en]» с 1947 года. Это были последние сохранившиеся эскалаторы с деревянными ступенями в лондонской подземке. В 2015 году они были заменены на «наклонный лифт»[7].

    По длине[править | править код]

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о